Паро-бетонное отопление по изобретению В. Яхмовича

Часто в рабочих дискуссиях мы обсуждаем и вспоминаем, как же раньше была устроена система теплоснабжения домов. Все знают о печках, буржуйках и других вариантах. Но что же было интересного и уникального, ведь инженерная мысль никогда не стоит на месте? И возможно мы могли бы использовать некоторые идеи из прошлого для создания наиболее эффективного способа теплоснабжения сейчас?

Сразу приходит на ум инженерное изобретение Вячеслава Яхимовича - паробетонное отопление.

Паробетонное отопление можно назвать экзотическим способом отопления, в основном, жилых домов. Этот метод был изобретен саратовским инженером-проектировщиком Вячеславом Августовичем Яхимовичем, родившимся в 1875 году. Свою профессиональную деятельность он начал в Саратовском соединенном среднем механико-химико-техническом училище (сейчас колледж им. П.Н. Яблочкова) на должности преподавателя специальных предметов. Впоследствии он совмещал преподавательскую деятельность в качестве профессора путейского факультета университета и профессора института народного хозяйства, а также работал инженером-технологом практического института. С 1926 года он занимал должность профессора в Ленинградском инженерно-экономическом институте, преподавал в Ленинградском кораблестроительном институте и Ленинградском автодорожном институте.

В 1903 году городская управа Саратова проводила, как сегодня говорят, тендер на устройство водяного отопления родильного дома на улице Шелковичной и ныне Пугачевской. Самым удачным и выгодным проектом стало предложение Вячеслава Яхимовича.

Впоследствии инженер Яхимович разработал систему использования голландских печей для центрального обогревателя, который применялся для водяного отопления зданий. Параллельно он изобрел собственную систему парового котла. Все эти изобретения затем получили патенты.

Основным же инженерным изобретением, по которому Яхимович вошел в историю теплоэнергетической промышленности, стало изобретение паробетонного отопления (или, как его назвали в Европе, лучистого или панельного), которое было запатентовано даже в Германии и Великобритании.

Устройство изобретенного паробетонного отопления

а-трубчатая батарея, b-цементный раствор, с-кирпич, d-штукатурка,
е-вытяжка комнатного воздуха, g-гончарная труба, h-клапан для свежего воздуха
Паробетонная печь по изобретению В. Яхимовича

Суть паробетонного отопления заключалась в том, чтобы стальные трубы с теплоносителем прокладывались внутри стен и выходили наружу. Снаружи трубы становились элементами декора и архитектуры, покрывались бетоном, гипсом, деревом или цементом. В качестве теплоносителя, в основном, использовался пар, но проводились эксперименты и с водой. В основе данного способа отопления дома лежали идеи профессора В.М. Чаплина, специалиста в сфере отопительно-вентиляционной техники.

Преимуществами данного способа является долговечность труб, так как их изготавливали цельносварными, что исключало их разрыв. При необходимости предусматривался регулирующий вентиль на каждой печи для отключения ее из центральной сети и оборудование для продувки труб. Проведенные испытания труб давлением в 0,1 МПа гарантировали высокую надежность такой системы отопления. К тому же, в то время придавалось большое значение внешнему виду: лепнину, дерево или цемент можно было красиво и эстетично задекорировать, сделав этот элемент частью отделки дома.

Основным недостатком паробетонного отопления является сложный монтаж труб и отделка декоративных покрытий. А в случае необходимости замены труб, требовалось бы полностью ремонтировать дом с нуля.

Начиная с 1907 года паробетонное отопление было очень широко распространено и применялось на ж/д больнице в Ртищево, в помещениях механико-химико-технического училища, в Саратовской железнодорожной больнице, в городской гинекологической лечебнице, в училищах № 2, 6 и 13, на вокзале ж/д станции Салтыковка и в других школьных и общественных зданиях.

Как утверждал инженер-изобретатель, нагревателями могли стать любые элементы в здании: полы, перила, ступени, колонны и даже вазы и статуи.

Такие преимущества паробетонного отопления заинтересовали не только Саратов, но и Вильнюс, Казань, Киев и другие города. К 1918 году насчитывалось уже более 100 таких систем отопления.

Совсем недавно современных теплоэнергетиков заинтересовал вопрос эффективности данного способа теплоснабжения и они поставили эксперимент на трубах в машинном зале станции "Саратовская ГРЭС": одну часть трубы покрыли бетоном толщиной 1 см для имитации лепнины, другой участок трубы покрыли гипсом, третий спрятали под дерево. Четвертый участок трубы должен быть контрольным, и его оставили без каких- либо покрытий. Цель эксперимента заключалась в измерении теплоотдачи от оголенной трубы и от скрытых разными материалами труб. Выяснилось, что при температуре теплоносителя 70-71ºС 1-2 см покрытия снижали температуру почти на треть. Чтобы теплоотдача через гипс, бетон или дерево была достаточной, температура теплоносителя (в данном случае, пара) должна быть около 100ºС. На том уровне развития котельного оборудования, работа паровых котлов для получения пара такой температуры - это работа на износ. В результате проведенного опыта были сделаны определенные выводы:

  • при значительном увеличении площади теплоносителя (то есть при увеличении протяженности труб) возможно достижение необходимой теплоотдачи
  • при доработке изобретенной инженером Яхимовичем паробетонной системы отопления (например, применения не гипса, бетона или дерева, а специальных теплоизоляционных материалов) она имеет место быть

Сейчас некоторые идеи используются при разработке систем теплоснабжения (например, теплые полы), но как законченная система отопления уже, конечно, нет.

На данный момент в мире осталось только два дома с паробетонным отоплением - это дом в Санкт-Петербурге и Саратове на улице Советской. Дом в Саратове интересен также своей архитектурой благодаря выполненному лепному орнаменту. (см. фото фасада дома)

Современными эффективными способами отопления и горячего водоснабжения являются водяные и/или паровые котельные со стандартными радиаторами в квартирах и домах, а в качестве топлива используется природный или сжиженный газ, древесное топливо, мазут или дизельное топливо.

(по материалам проекта "Фотографии старого Саратова" Антона Хействера)